Отчёт директора МОУ Араканцевской СОШ

       Клименко  Татьяны Викторовны перед Советом школы

              о проделанной работе за 2006-07 учебный год

 

нормативно-правовая  база
методическое обеспечение
психолого-педагогическое сопровождение
экспериментальная работа
профильное обучение
реструктуризация сети школ
информатизация
главная

 

Отчет директора МОУ Араканцевская основная

общеобразовательная школа

Клименко Татьяны Викторовны перед Советом школы

о проделанной работе за 2006 -07 учебный год.

 

1. Информационная справка о школе.

По состоянию на 1 сентября 2007 года в школе обучается 69 учащихся (7 классов - комплектов), из них в начальной школе 24 учащихся (2 класса – комплекта), в основной школе 45 учащихся (5 классов – комплектов).

Набор учащихся осуществляется из микрорайона школы. Обучение проводится в одну смену, режим работы школы – 6 дневная учебная неделя.

Школа укомплектована кадрами полностью, работают 12 педагогов. Из них один имеет высшую категорию, семь имеют первую квалификационную категорию, 4 – вторую квалификационную категорию. 94 % имеют высшее образование, 6% - среднее специальное.

В школе имеются спортивный зал, спортивная площадка, стадион, детская игровая площадка, столовая на 25 посадочных мест, 12 учебных кабинетов, имеется историко–краеведческий музей и учебно–опытный участок.

 

2. Анализ результатов образовательного процесса.

Школа успешно реализует новые цели, определенные Федеральной программой развития образования: осуществляет компетентностный подход в образовании; формирует готовность школьников к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования; обеспечивает преемственность результатов по ступеням образования; сохраняет и укрепляет психическое и физическое здоровье школьников.

С 2005 года работа коллектива направлена на создание модели эколого-краеведческого образования и воспитания для формирования творческой личности,  способной принимать оптимальные решения и вырабатывать адекватное поведение  в изменяющемся мире.  Знание – понимание – умение – мастерство - творчество – это путь, по которому идет совершенствование учебно-воспитательной деятельности школы.

Высокие результаты  обучения и воспитания школьников, т.е. реализация целей общего образования, подтверждаются количеством учащихся, успешно освоивших учебные программы и отсутствием неуспевающих (Таблица 1).

год

Показатель уровня обученности, %

Показатель качества обученности, %

Количество второгодников

2005

100%

51%

-

2006

100%

58%

-

2007

100%

67%

-

 

 

 

 

 

 

 

Для школы характерно высокое качество образования учащихся. Степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на  высоком уровне, составляя по классам от 71% до 87%. Количество отличников составляет 9–10% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» — более 40%. Следует отметить, что число отличников за последние три года увеличилось на 30%, а число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5», стабильно сохраняется на указанном уровне.

На протяжении многих лет школа показывает стабильно высокие результаты государственной (итоговой) аттестации за    курс основной общеобразовательной школы, которые в последующем подтверждаются выпускниками при сдаче ЕГЭ в средних школах района. Ежегодно есть учащиеся, получающие аттестаты особого образца за курс основной общеобразовательной школы.

3. Методическая работа.

Педагоги школы постоянно повышают профессиональный уровень и педагогическое мастерство.

В течение последних трех лет количество педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий составляет 75%.

100% педагогов школы владеют информационно-коммуникативными технологиями, что на 36% превышает региональный показатель.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила цель общего образования – сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствует переход к предпрофильной подготовке. В рамках созданного сельского учебного комплекса ведется предпрофильная подготовка учащихся 9 классов Зазерской средней и Араканцевской основной школ по шести предпрофильным курсам:

·        «Основы профессионального самоопределения»;

·        «Зарубежная литература»;

·        «Культура общения»;

·        «Процентные расчеты на каждый день»;

·        «Исследование законов механики с помощью компьютера»;

·        «Искусство быть здоровым».

Главными звеньями структуры методической службы школы являются методические объединения. В 2006-2007 учебном году в условиях сельского учебного комплекса, работали межшкольные методические объединения. В качестве координирующего органа создан методический совет. Руководителям МО делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля (контроль, анализ качества знаний по определенным темам).

Педколлектив школы работает над следующей методической проблемой:

 

Национально-региональный компонент образовательного стандарта  в содержании основного общего образования, как фактор совершенствования

учебно-воспитательного процесса.

 

 

Для успешной работы над ней  школа в своей деятельности руководствуется следующими документами, определяющими направления ее работы на ближайшие годы:  концепция развития, образовательная программа, план методической работы. Одной из проблем, которых является система поэтапного внедрения регионального компонента в учебный план, обусловленная многолетним опытом работы школы в данном направлении.

В соответствии с решением районного Совета по вопросам образования от 26.12.2006 года школе присвоен статус районной пилотной площадки  «Внедрение регионального компонента в образовательный  и воспитательный процессы школы». Экспериментальная площадка в школе функционирует уже целый год и можно подвести  некоторые итоги.

В рамках работы экспериментальной площадки к 9 Мая 2007 года на территории школы был осуществлён социальный проект: «Это нужно не мёртвым – это нужно живым»! Открытие мемориала «Память».

Учащиеся нашей школы в прошлом учебном году заняли множество призовых мест по краеведческой и исследовательской работе, а музей признан одним из лучших в районе, в конкурсе видеороликов о работе музея  мы заняли 1 место.

В рамках работы туристского клуба «Следопыт» бала проведена туристская экспедиция по эколого-краеведческой тропе. В ней приняли участие педагоги, учащиеся, а также родители. Были посещены музеи Зазерской сош., Суховской сош., Крыловской оош., а также места Боевой Славы и экологические уголки нашей местности. Экспедиция носила не только поисковый, но и практический  характер.

«Голубым» и «Зелёным» патрулями был наведён порядок в любимом месте отдыха всех хуторян «Овсянкином саду», а также очищен находящийся там родник.  На месте привала была повешена таблица с  правилами  поведения в природе.

Но основным итогом работы нашей площадки стало участие в федеральном конкурсе экологических проектов среди средних школ, где в первом районном туре мы заняли первое место, во втором туре получили диплом 2 степени, итоги 3 тура нам пока неизвестны. За эту победу наша школа в рамках национального проекта «Образование» получила кабинет биологии с учебно-наглядным оборудованием.

Трое выпускников нашей школы продолжили обучение в кадетских корпусах, где основным направлением является регионализация.

В этом учебном году в конкурсе «В поисках своих корней» по составлению родословных две работы нашей школы Маркова Дмитрия учащегося 9 класса и Жидкова Дмитрия  учащегося 2 класса заняли 1 места. В конкурсе рисунков « Тихий Дон» Журавлёв Роман учащийся 9 класса занял 2 место.

Уже традицией стало проведение в рамках сельского учебного комплекса межшкольной краеведческой конференции, которая планируется на начало февраля 2008 года.

 Благодаря введению регионального компонента предметно и модульно в курсы естественного и гуманитарного циклов повысилось качество образования по данным предметам, мы действительно воспитываем молодого человека, как человека данной территории, духовно связанного с ней, понимающего его проблемы, нашедшего здесь свою судьбу, со сформированной потребностью быть нужным в своем регионе.

Качество образования в нашей школе – это не только выставленная высокая оценка.

 К концу 2007 года школа располагает 7 компьютерами, имеется 3 принтера, 2 сканера, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, пополнился банк интерактивных учебных программ. Школьная библиотека преобразована в медиатеку, школа имеет выход во Всемирную сеть Интернет, создаётся свой сайт, выпускается электронная газета. Количество учащихся в расчете на один компьютер составляет 8 человек, что превышает на 42% региональный среднестатистический показатель.

 

4. Характеристика здоровьесберегающей деятельности школы.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальна. Для решения этой проблемы в школе была разработана и успешно реализуется программа «Здоровье».

Одной из главных задач администрация школы считает рациональную здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

Каждый урок физиологичен, т.е. соответствует жизненным процессам, происходящим в организме ребенка, хороший эффект дают физминутки. С целью снятия нагрузки с глаз в начальных классах и кабинете информатики установлены офтальмотренажеры  и проводятся микропаузы при утомлении глаз.

При анализе уроков администрацией школы обращается внимание на то, как решает учитель вопросы психогигиены учебно-воспитательного процесса, а именно: на сколько гармонично психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как ведется профилактика чрезмерного умственного напряжения учащихся на уроке, на сколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций. Обращается внимание на общее энергетическое поле урока.

Учебная нагрузка на уроке рассчитывается так, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень их работоспособности. Все используемые учителями на уроках технологии и педагогические приемы, оцениваются по критерию их влияния на здоровье учащихся.

Рационально составленное расписание уроков способствует не только снижению утомления, поддержанию работоспособности на высоком уровне, но и успешности обучения без выраженных отклонений в состоянии здоровья. Уделяется внимание дозировке домашних заданий с учетом возможностей их выполнения.

Применение здоровьесберегающих технологий находит свое продолжение в различных видах внеклассной работы. В школе работают спортивные кружки и секции, регулярно проводятся Дни здоровья, соревнования для младших школьников «Веселые старты», спортивные праздники, туристические походы. Наблюдается положительная динамика  охвата учащихся спортивными кружками и секциями (в 2005 г. – 56 %, в 2006 г – 60 %, 2007 г. – 95 %).

Налажен систематический мониторинг физического развития и здоровья учащихся, положительно решаются вопросы укрепления материальной базы по физической культуре и спорту.

Неотъемлемая часть здорового образа жизни - правильное питание. Деятельность педколлектива по улучшению питания школьников ведется по двум направлениям: питание ребенка в школе и контроль за полноценным питанием в семьях. Ежедневно  все учащиеся получают 2-х разовое горячее питание. Имеется оснащенный необходимым оборудованием пищеблок, эстетически оформленный обеденный зал.  Контроль организации питания осуществляется администрацией школы и родительским комитетом. В рацион школьников включены продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами. В осенний период овощи и фрукты поставляются в школьную столовую с пришкольного учебно-опытного участка, огорода и школьного сада. Особое ме­сто в рационе питания занимают белковые продукты. Три раза в неделю учащиеся начальной школы в соответствии с губернаторской программой  получают молоко. Среди учащихся и их родителей ведется разъяснительная работа по организации рационального питания.

 

 

 

 

 

 

Графический анализ обеспеченности горячим питанием учащихся школы за 3 года позволяет наблюдать увеличение процента детей, получающих горячее питание за данный период от 86 % до 100%, что является закономерным результатом политики школы в вопросе обеспечения здорового образа жизни учащихся.

Результатом работы педагогического коллектива стало:

·        снижение заболеваемости детей хроническими заболеваниями;

·        уменьшение количества часто болеющих детей на 6%;

·        отсутствие травматизма детей, связанных с условиями их пребывания в школе;

·        увеличение процента детей, относящихся к основной  группе здоровья для занятия физической культурой;

                     5. Внеурочная деятельность и организация дополнительного           образования.

Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды.

В течение последних трех лет наблюдается положительная динамика охвата учащихся системой дополнительного образования, и выросла с 67% в 2005 году  до 100% в 2007 году.

Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями образовательного процесса в школе. Учащимся предлагаются разнообразные образовательные программы, соответствующие их индивидуальным запросам и возрастным особенностям.

Для творческой самореализации личности в школе ведется работа различных организационных структур по направлениям:

Образовательные:

Ø                Предпрофильная подготовка;

Ø                Клуб «Эрудит»;

Ø                Курс «История Дона»;

Ø                Компьютерная подготовка;

Ø                Работа в сети Интернет

Развивающие:

Ø                Кружок «Юный Эколог»

Ø                Кружок « История Дона, век ХХ»

Ø                Кружок «Будущие агрономы»

Ø                Кружок «Поварёнок»

Ø                Кружок « Ладья»

Ø                Кружок «Весёлые нотки»

Ø                Кружок «Кадриль»

Ø                Пресс-ценр «Большая перемена»

Ø                Изостудия

Ø                Клуб «ЮИД»

Туристско- исследовательские:

Ø                Клуб «Следопыт»;

Ø                «Голубой патруль»;

Ø                «Зелёный патруль»;

Ø                Клуб «Поиск».

Оздоровительные:

Ø                Секция «Кожаный мяч»;

Ø                Спортивный клуб «Олимп».

На основе договорных отношений с сельским Домом культуры и Зазерской сельской администрацией создано школьное пространство дополнительного образования, для организации которого имеются в школе специально оборудованные помещения: музей «Боевой и Трудовой славы», спортивный зал, тренажёрный зал, малое и большое футбольные поля, спортивная площадка, уличная баскетбольная площадка в микрорайоне, отдаленном от территории школьного двора и др. С целью профилактики дорожно-транспортного травматизма среди школьников оборудована площадка для практических занятий по изучению правил дорожного движения, ИЗО-студия, актовый зал с музыкальным оборудованием, мастерские, компьютерный класс т.д. Занятия проходят как в дневное, так и в вечернее время под руководством школьных педагогов и руководителей кружков сельского ДК, комитета физкультуры и спорта администрации Зазерского сельского поселения.

 

В школе организована краеведческая работа. Созданный в школе музей, стал центром воспитания гражданина и  патриота, сюда идут жители села: пенсионеры, ветераны, выпускники, здесь проводятся встречи с ветеранами, интересными и знаменитыми людьми.  По итогам районного конкурса школьных музеев 2006 года музей нашей школы признан лучшим в районе. Практически все первые места (20 за 3 года) были заняты учащимися школы в муниципальных конкурсах исследовательских краеведческих работ: «Реликвии казачьей семьи», «Быт старого хутора», «Народное творчество Донского края» и т. д.   Множество призовых мест в конкурсах изобразительного искусства. Призовые места в региональном конкурсе программ дополнительного образования «Продвижение» по векторам.  Региональные благодарственные письма и грамоты учащимся за участие в областном фестивале «Экология. Творчество. Дети».  1 место в региональном конкурсе сочинений «Святителя Димитрия Ростовского», 2 место в  конкурсе «Моя родословная». Являемся участниками и призёрами федеральных конкурсов «Русский медвежонок», «Говорите по-русски» и т.д.

Образовательное пространство школы предоставляет учащимся возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: научно – практических конференций, конкурсных проектов и электронных презентаций, исследовательских работ и т.д. Учащиеся, выступающие с исследовательскими и творческими работами, занимали призовые места в районных и областных конкурсах (2005 год – пять призовых мест, 2006 год – семь призовых мест, 2007 год – восемь призовых мест).

Педагоги и учащиеся школы принимают участие в муниципальных и региональных смотрах и конкурсах. Учащиеся школы в 2005, 2006, 2007 годах приняли участие в более ста различных конкурсах, фестивалях и смотрах муниципального уровня. Получили в общей сложности 70 наград.

Организатор школьного детского движения в 2006 году награждена областным знаком «За заслуги в детском движении». Учащиеся школы в рамках реализации эколого-краеведческого направления сотрудничают с региональным отделением общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» за что награждены «Почётной грамотой» и ценными подарками.

6. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса.

В целях обеспечения условий безопасности участников образовательного процесса в школе один раз в квартал под руководством преподавателя основ безопасности жизнедеятельности с учащимися и работниками школы  проводятся тренировочные занятия в случае чрезвычайных ситуаций, а также классные часы и викторины.

В школе имеется хорошо оснащенный кабинет основ безопасности жизнедеятельности, который соответствует требованиям программы. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности имеет высшее образование, первую квалификационную категорию, прошел курсовую подготовку.

 

7. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления.

Содержательной стороной образовательного учреждения является реализация идеи общественно-государственного управления посредством создания и функционирования органов общественного управления, изменения уклада школьной жизни в сторону его демократизации, основанное по отношению к ребёнку как субъекту образовательного процесса.

Уклад школьной жизни формировался на основе принципов общественного соуправления реализации демократических, гуманистических ценностей современного образования и школьных традиций на протяжении нескольких десятилетий. В школе созданы и работают общественные структуры, участвующие в управлении.

Прежде всего, это Совет школы (председатель: Соколова О. В. – учитель математики), осуществляющий руководство школой в соответствии Уставом. В его состав входят 3 учителя, 3 учащихся, 3 родителей. В компетенции Совета школы находятся следующие вопросы:

Ø                Определение перспективных направлений функционирования  развития школы (совместно с педагогическим советом).

Ø                Утверждение программы развития школы.

Ø                Привлечение общественности к решению вопросов развития школы.

Ø                Создание оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в школе.

Ø                Оказание материальной помощи детям из социально незащищенных семей.

Ø                Утверждение списков детей, нуждающихся в бесплатных учебниках и льготном питании.

Ø                Утверждение правил поведения для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка школы, положения о поощрениях и наказаниях учащихся, решение вопросов, связанных с дальнейшим пребыванием учащихся в школе, в случаях нарушения Устава школы.

Ø                Оказание помощи в организации ремонта школы.

Ø                Введение школьной формы и др.

Совет школы заслушивает ежегодный отчет директора образовательного учреждения по различным направлениям работы.

Кроме этого, в 2003 году начал свою работу Попечительский совет, являющийся некоммерческой общественной организацией самоуправления, (председатель: выпускница школы – индивидуальный частный предприниматель Кубанеишвили А. И.). В состав Попечительского совета входят представители Зазерского сельского поселения, руководители сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, бывшие выпускники школы, заинтересованные в развитии образовательного учреждения и совершенствовании его деятельности. Сегодня Попечительский совет – надежный помощник  администрации,  всего коллектива учителей и школьников. Он консолидирует усилия общественности, отдельных граждан, направленные на создание условий, обеспечивающих развитие школы и всех участников образовательного процесса. За три последних года привлеченные финансовые и материальные средства Попечительский совет направил на:

               -  реализацию социальных проектов;              

 -    развитие эколого-краеведческой работы в школе (экскурсии по       историческим и культурным центрам Ростовской области);

               -   работу туристско-исследовательского клуба «Следопыт»;

-         приобретение оборудования и холодильника для школьной столовой;

-         проведение текущего ремонта учебных кабинетов и помещений школы;

-         подписку и приобретение периодических изданий и методических пособий;

-         участие школьников в спортивных соревнованиях различного уровня;

-         организацию культурно – воспитательной работы;

-         поощрение работников школы и учащихся и др.

Традиционно активны классные и общешкольный родительские комитеты. Они решают вопросы организации совместного досуга родителей и детей, проведения оздоровительной работы с учащимися в период каникул, вопросы организации питания школьников, осуществляют контроль за учащимися группы риска, организовывают родительский патруль, принимают участие в подготовке школы к новому  учебному году, благоустройстве территории школы. Председатель общешкольного родительского комитета является членом Совета школы.

В системе управления школой важным элементом является самоуправление школьников. Это – высшая форма руководства детским коллективом. Ученическое самоуправление в нашем образовательном учреждении организовано следующим образом. Ежегодно проводятся выборы Мэра школы и премьер-министра, они формируют Совет правительства. Кроме того, в каждом классе проводятся выборы Совета класса. Представители классов входят в состав Школьного Совета. В Совете прослеживается четкое распределение обязанностей: существуют комитеты культуры, здоровья и спорта, печати и информации, и другие. В структуру Школьного Совета входит советник - старшая вожатая. Она пользуется правом совещательного голоса и помогает, с одной стороны, соотнести планы Совета с общей программой работы школы, с другой -  включить в план работы школы предложения, высказанные учащимися. Деятельность школьного коллектива строится и ведётся в разных направлениях в соответствии с планом воспитательной работы школы: учёба; труд; спорт и укрепление здоровья; общение; туризм и краеведение; общественная и полезная работа и др.

Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. Результатом введения в практику ученического самоуправления можно считать:

Ø                              приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы и села;

Ø                              самовыражение, самоутверждение и реализация каждой личности, через широкий выбор направлений и видов деятельности;

Ø                              творчество, инициатива, формирование преобразующей гражданской позиции школьника;

Ø                              забота друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Эффективность участия родительской общественности в управлении образовательным учреждением налицо: совершенствуется учебно–воспитательный процесс, ежегодно укрепляется материально – техническая база школы, успешно решаются вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников. Родители в большинстве своем правильно понимают свои задачи и ответственность за обучение и воспитание детей. В школе нет правонарушений, нет учащихся, состоящих на учете в детской комнате милиции. Между родителями и школой нет разногласий и конфликтов. По инициативе родителей, учащихся, педагогов были реализованы социально значимые проекты: «Благоустройство», «Выбор мэра детского объединения», «Малым рекам - чистую воду, малым селам - историческую память», «Живи родник», «Школьный дворик». В марте-апреле 2007 года реализован проект «Это нужно не мёртвым – это нужно живым!», осуществлена закладка мемориальной плиты на территории школы воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Все проекты были отмечены поощрениями  и благодарственными письмами Главы администрации Тацинского района, Главы Зазерского сельского поселения, районного отдела образования, Советом Ветеранов и районной детской общественной организации «Содружество «Смена».

В апреле 2007 года  школьный клуб «Патриот» в сотрудничестве с общественными организациями:  Советом ветеранов Великой Отечественной войны Зазерского сельского поселения, Тацинским отделением «Общероссийской общественной организации Российский Союз ветеранов Афганистана» реализовали совместный социальный проект «Это нужно не мёртвым – это нужно живым» по закладке мемориальной плиты на территории школы.

В целях реализации социального эколого­-краеведческого проекта "Малым рекам - чистую воду, малым селам - истори­ческую память" школьная профсоюзная организация в сотрудничестве с детским объединением  «Пионерия» ежегодно проводят очистку родников, зон отдыха вдоль реки Кагальник, замену срубов и уборку территории вокруг родников.

 

8. Финансово-хозяйственная деятельность.

На приобретение оборудования и наглядных пособий в бюджет школы были заложены средства в сумме   39265 руб., которые были полностью израсходованы. В 2006 году была приобретена мебель для начальной школы (ученические столы, стулья), компьютер и сканер в кабинет математики, дополнительно компьютер в кабинет информатики, цифровой фотоаппарат. Кроме того, школа имела возможность закупать канцтовары, моющие средства, хозтовары и медикаменты. На эти нужды были потрачены средства бюджета в сумме 20 659 рублей. На приобретение угля для котельной было запланировано и истрачено 231 947 рублей.

Помимо бюджетных средств школа располагала в 2006 году внебюджетными средствами в сумме 25 340 рублей, полученными от сдачи в аренду земли, находящейся в пользовании школы и спонсорской помощи. Эти деньги были истрачены на проведение косметического ремонта школы и замену штор. В рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» получено учебно-наглядное оборудование для кабинета биологии на сумму 463 690 рублей. В школе установлена противопожарная сигнализация.

 

     

 

Hosted by uCoz