Психолого-педагогическое сопровождение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Утверждено решением коллегии министерства образования Ростовской области № 2/1 от 25 января 2000 г.
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности психолого-медико-педагогической службы. 1.2. ПМПС в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка: действующим законодательством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации. 1.3. Психолого-медико-педагогическая служба (в дальнейшем ПМПС) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с различными отклонениями в развитии, проблемами в обучении. 1.4. ПМПС является межведомственной, постоянно действующей службой, охватывающей все образовательные учреждения области. 1.5. Порядок открытия подразделений ПМПС, организации, условия материального обеспечения, финансирования, контроля за работой ПМПС определяются приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и территориальных управлений образования. 1.6. Руководство работой ПМПС осуществляется Министерством образования Ростовской области,территориальными органами управления образованием. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2.1. Целью организации ПМПС является выявление детей с нарушениями в развитии и обеспечение оптимальных педагогических условий, для детей данной категории в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья 2.2. Задачи ПМПС определяются в соответствии с выделенными уровнями деятельности службы. 2.3. В задачи психолого-медико-педагогических консилиумов ОУ входит: · изучение и анализ ситуации развития и обучения ребенка; · организация психолого-медико-педагогического мониторинга состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений. · разработка программы поэтапной интеграции ребенка в соответствующий класс (группу), работающий по основной образовательной программе при положительной динамике и компенсации недостатков; · организация сбора информации и выявлении детей с низким уровнем готовности к обучению. 2.4. В задачи территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) входит : · раннее выявление детей с отклонениями в развитии; · уточнение, степени выраженности отклонения в интеллектуальном или психическом развитии; · выявление потенциальных возможностей ребенка и разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию возможной психолого-медико-педагогической помощи, организации специализированного обучения и воспитания; · оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам и организациям; · взаимодействие со школьными психолого-медико-педагогическими консилиумами, рассмотрение конфликтных случаев и подготовка подробных заключений о состоянии развития и здоровья учащихся для предоставления в школьный психолого-медико-педагогический консилиум. 2.5. В задачи областной ПМПК (методического центра) входит: · разработка и осуществление психолого-медико-педагогических программ помощи населению с целью предупреждения в физическом и психическом развитии детей, начиная с раннего дошкольного возраста; · методическое руководство и оказание помощи специалистам школьных психолого-медико-педагогических консилиумов и территориальных ПМПК. · внесение предложений в органы управления образования, здравоохранения и социальной защиты населения по развитию сети специальных учреждений и интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательных учреждений; · разработка нормативной документации и принципов взаимодействия консилиумов ОУ и комиссий (консультаций) различных уровней, координация деятельности службы; · апробация методов и средств дифференциальной диагностики нарушений развития детей дошкольного, школьного возраста.
3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. 3.1 ПМПС представляет трехуровневую систему, состоящую из: · психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (ДОУ, школ); · психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) состоящих из двух отделений: дошкольного и школьного, и являющихся центральным звеном по работе с детьми в системе коррекционно-развивающего обучения и детьми с отклонениями в развитии, обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений; · областной психолого-медико-педагогической комиссии, функции которой выполняет диагностико-консультативный отдел Областного психолого-педагогического и медико-социального центра, являющейся головным методическим учреждением службы. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ. 4.1. Организация деятельности психолого-медико-педагического консилиума образовательного учреждения 4.1.1. Осуществляет прием детей и подростков как по инициативе родителей (лиц, их заменяющих), так и по инициативе педагога класса или воспитателя детского сада, в котором находится и обучается ребенок. В случае инициативы сотрудников образовательных учреждений должно быть получено согласие родителей (лиц, их заменяющих) на обследование ребенка. 4.1.2. Работа консилиума по обследованию детей осуществляется в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). 4.1.3. При обследовании на консилиум должны быть представлены следующие документы: педагогическое представление на ребенка, в котором отражаются все необходимые для решения вопроса моменты; письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности детей; подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, психиатра, при необходимости - отоларинголога, офтальмолога, ортопеда. 4.1.4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально. 4.1.5. По результатам обследований каждым специалистом составляется представление. 4.1.6. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение консилиума и рекомендации об условиях и виде коррекционного обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. 4.1.7. В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов консилиума принятия однозначного решения об обучении и воспитании ребенка он направляется на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию) 4.1.8. На ребенка, проходящего обследование на консилиуме образовательного учреждения, заводится карта развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования, заключения консилиума, копии направлений во внешние организации, включая направление на территориальную ПМПК. Кроме того, в карту развития ребенка вносятся данные о его коррекционной работе, проводимой специалистами. Карта развития ребенка хранится у председателя консилиума. Председатель консилиума и специалисты несут ответственность за конфеденциальность информации о детях, проходивших обследование на консилиуме и обучающихся в системе КРО. 4.1.9. По итогам учебного года консилиум образовательного учреждения обсуждает результаты коррекционного обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о продолжении коррекционного обучения в условиях общеобразовательного учреждения либо о выводе ребенка в другое образовательное учреждение. 4.1.10. В психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация: - журнал записи и учета детей, прошедших консультацию; - карта развития ребенка с представлениями специалистов и заключением консилиума по результатам обследования и решением о форме и виде коррекционно-развивающего обучения; - списки классов КРО (коррекционных групп дошкольных учреждений); - списки специалистов консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы; - план работы консилиума. 4.2.. Организация деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) 4.2.1. На территориальную ПМПК направляются дети в соответствии с п. 4.1.7. Ребенок, направляемый на консультацию, должен иметь заключение консилиума образовательного учреждения, карту развития со всей документацией, полученную в результате коррекционного обучения в условиях общеобразовательного учреждения. 4.2.2. Углубленное обследование проводится с согласия родителей (лиц, их заменяющих). 4.2.3. Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) проводится в форме индивидуального обследования каждым специалистом (дефектологом, логопедом, психологом, невропатологом, психиатром). 4.2..4. По результатам углубленного обследования каждым специалистом территориальной ПМПК составляются развернутые заключения, которые прилагаются к карте развития ребенка. При необходимости дополнительного специализированного обследования, выходящего за рамки компетенции специалистов территориального ПМПК, ребенок направляется во внешние специализированные организации с соответствующим направлением. 4.2.5. По результатам индивидуального обследования принимается коллегиальное решение и составляется заключение о форме и типе коррекционного обучения и воспитания ребенка с учетом его психических, физических и индивидуальных возможностей и особенностей. Данное заключение направляется в консилиум образовательного учреждения и является для последнего директивным документом, определяющим форму, вид и рабочую программу коррекционного обучения ребенка. 4.2.5. В случае особой сложности дифференциальной диагностики либо конфликтной ситуации с родителями возможно направление ребенка на областную психолого-медико-педагогическую комиссию с соответствующим направлением, картой развития ребенка с заключениями специалистов территориальной ПМПК, заключениями внешних специализированных учреждений. 4.2.6. В территориальных ПМПК ведется следующая документация: - журнал записи на консультацию; - журнал учета детей, прошедших обследование; - список детей, направленных на коррекционное обучение в общеобразовательное учреждение, с указанием номера школы, типа и формы обучения, класса; - список специалистов территориальных ПМПК (штатных и привлеченных) и расписание их работы; - план работы на учебный год. 4.3. Организация деятельности областной психолого-медико-педагогичекой комиссии. 4.3.1. В областную ПМПК направляются дети после прохождения обследования в территориальной ПМПК согласно п.п.4.1.7, 4.2.5., а также дети с различными сенсорными, речевыми, физическими нарушениями в развитии, воспитанников детских домов. 4.3.2. При направлении на областную ПМПК необходимы следующие документы: - свидетельство о рождении (предъявляется); - подробная выписка из истории развития, заверенная врачом педиатром; - заключения врачей-специалистов: психиатра, невропатолога, офтальмолога, хирурга, отоларинголога ( для детей с пониженным слухом – заключение врача-сурдолога и аудиограмма); - педагогическая характеристика из образовательного учреждения, раскрывающая особенности усвоения знаний, его поведения, заверенная директором учреждения; - психологическая характеристика, отражающая особенности познавательной деятельности ребенка, состояние его эмоционально волевой сферы; - письменные работы по русскому языку и математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка; - результаты промежуточной и (или) итоговой аттестации. 4.3.3. Обследование детей на ОПМПК осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). Прием подростков старше 12 лет, обратившихся по личной инициативе, допускается без сопровождения родителей. 4.3.4. Обследование проводится каждым специалистом ОПМПК индивидуально. На основании данных индивидуального обследования ребенка составляется коллегиальное решение о типе и форме организации коррекционного обучения и воспитания ребенка с учетом психических, физических и индивидуальных возможностей и особенностей. При необходимости подросткам даются рекомендации по профориентации и трудоустройству, социальной и трудовой адаптации. 4.3.5. В тех случаях, когда на ОПМПК не представляется возможности принять окончательное решение о состоянии ребенка, организуется пробное диагностическое обучение ребенка в диагностических классах ОПП и МСЦ. В этих целях ребенок также может быть направлен с согласия родителей (лиц, их заменяющих) в стационар медицинского учреждения. 4.3.6. После обследования и принятия решения о возможности обучения ребенка в соответствующем типе специального (коррекционного) образовательного учреждения или коррекционного обучения в условиях общеобразовательного учреждения протокол обследования с заключением ОПМПК направляется в консилиум образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок. 4.3.7. При направлении ребенка в учреждения социальной защиты населения заключение ОПМПК выдается на руки родителям. 4.3.8. В областной ПМПК ведется следующая документация: - журнал записи на консультацию; - журнал учета детей, прошедших обследование специалистов; - журнал регистрации архива ОПМПК; - архив ОПМПК; - журнал регистрации детей, проходящих коррекционно-диагностическое обследование в диагностических классах ОПП и МСЦ - план работы на учебный год. 4.4. Вся документация, заводимая на ребенка, хранится в ПМПК всех уровней не менее 10 лет и может быть представлена для ознакомления в образовательные учреждения, учреждения социальной защиты и здравоохранения по специальному запросу. 5. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И КАДРЫ. 5.1. Психолого-медико-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учителя и воспитатели с большим опытом работы, (учитель-логопед, дефектолог, психолог), медицинский работник (врач-педиатр, медсестра). При необходимости, к работе консилиума привлекаются узкие врачи-специалисты. 5.2. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия создается в соответствии с постановлением главы местной администрации и приказом управления образования. В ее состав входят специалисты органов управления образования – (председатель), здравоохранения (заместитель председателя), социальной защиты населения; члены комиссии: психиатр, невропатолог, педагог-дефектолог, логопед, психолог, секретарь комиссии. Все специалисты ПМПК данного уровня должны иметь соответствующую квалификацию, опыт работы не менее 5 лет и специализацию по работе в ПМПК. 5.3. Функции областной психолого-медико-педагогической комиссии выполняет диагностико-консультативный отдел Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра. В ее состав входят высококвалифицированные специалисты-консультанты: дефектологи (олигофренопедагог, логопед, сурдопедагог), психолог, врачи (невропатолог, психиатр), медсестра, социальный педагог. При необходимости привлекаются другие специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи: отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед и др. С целью комплексного системного изучения личностных психофизических особенностей детей с не уточненными состояниями интеллекта и психического развития могут создаваться диагностические классы. 5.4. Диагностико-консультативный отдел ОПП и МСЦ (ОПМПК) работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, социальными работниками, органами по трудоустройству, общественными организациями (фондами, ассоциациями и др.) по вопросам всесторонней помощи детям с отклонениями в развитии и детям –инвалидам. 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ. 6.1. Деятельность психолого-медико-педагогической службы обеспечивается территориальными органами управления образованием. 6.2. Координация деятельности службы осуществляется министерством образования Ростовской области и областным психолого-педагогическим и медико-социальным Центром.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
Основные направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной - моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторских способностей. 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логическою мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||